География человечества - распространение

Происхождение

Данные археологических раскопок (в значительной степени основанные на радиоуглеродном методе, суть ко торого заключается в том, что радиоактивный распад изотопа углерода, присутствующего в органических ос татках, протекает с постоянной скоростью) позволяют сравнительно точно определить характер расселения древнего человека. Неолитическая аграрная революция помогла ему значительно уменьшить свою зависимость от природы. Успехи в области сельского хозяйства име л и место на фоне других прогрессивных для развития че ловеческого общества событий: открытия плавки метал лов, овладения искусством гончарного дела, прядения и ткачества из шерсти и волокон растительного происхождения, постройки примитивных мореходных судов и т. п При этом не существовало никакой строгой последовательности в появлении тех или иных элементов технического прогресса: последние в огромной мере зависели oт той среды обитания, в которой оказывалась та или иная группа людей.


В последующие эпохи происходило не только посте пенное приспособление человека к различным ланд шафтно-географическим условиям, но и интенсивно смешение завоевателей с коренными обитателями, что сильно осложняет изучение этнорасовых аспектов человечества.

Человеческие расы. Общепринятой точкой зрения: науке считается, что нынешние основные человечески расы сформировались в результате адаптации человек к древним природным условиям. Иначе говоря, человечество имеет общих предков. Процесс расообразовани продолжался несколько тысяч лет и в основном завершился около 15 тыс. лет назад: в конце древнекаменного века уже отчетливо выделялись три-четыре основные расовые группы.

Однако деление современного человечества на основные расы в науке признается не всеми. Некоторые ученые предлагают вообще отказаться от понятия «человеческие расы» как неконкретного, не имеющего достаточно четких антропологических и географических критериев. Известны попытки выделения 50 рас (английские антропологи). Можно, конечно, отказаться от понятия «раса» по мере искоренения расизма и апартеида из на шей жизни, но фактом остаются биологические модификации (различная пигментация кожи, появление эпи кантуса, т. е. особой складки века, характерной для представителей монголоидной расы, и т. д.).

Человечество принято делить на три основные расы: европеоидную (белую), негроидную (черную) и монголо идную (желтую). Кроме того, некоторые ученые выделя ют еще одну — четвертую основную расу — австралоид ную, немногочисленные представители которой расселе ны на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии. Но неверно думать, что все население мира принадлежит к этим расам. Их представители в общей численности на селения мира составляют лишь около 70%. Остальные принадлежат к малым расам, или микрорасам.

Так, среди европеоидов наметились две ветви — ма лая южная европеоидная раса со смуглой (но не черной) кожей, темными глазами и волосами (народы Северной Индии, персы (иранцы), турки, народы Закавказья и Южной Европы, арабские народы Передней Азии и Се верной Африки и др.) и северная европеоидная раса со светлой кожей, преобладанием серых, голубых глаз, ру сых и белокурых волос (скандинавские народы и др.). Многие европеоиды, однако, принадлежат сейчас не к ГРИМ ветвям, а к смешанным формам (славянские наро ды Восточной Европы и бывшего СССР, большинство немцев и англичан, французы и др.).

Смешанные и переходные расовые формы распрост ранены, как правило, на «стыке» основных человече ских рас. Так, смешение европеоидов с экваториальны ми расовыми формами породило в Африке эфиопский тип и смешанно-переходные формы в Судане; смешение монголоидов с представителями негроидной расы прояв ляется во внешнем облике малагасийцев (иной вопрос, как именно это случилось, учитывая колоссальное рас стояние между этими расовыми формами); весьма мно гочисленны также переходные европеоидно-монголоид ные формы, к которым, несомненно, относятся неко торые народы Севера Европы, Урала и Западной Си бири, а также отдельные среднеазиатские и южносибир ские расовые формы.

Особенно интенсивно расовое смешение происходила в Америке. Здесь смешение европейских переселенцев а местным монголоидным индейским населением привело к образованию такой микрорасы, как метисы; смешение переселенцев-европеоидов с неграми, завезенными сюда из Африки, привело к возникновению (особенно в Бра зилии и на островах Карибского моря) мулатов; вслед ствие браков негров с индейцами образовалась популя ция самбо.

Заметим, что совпадение расовой группы с опреде ленным народом встречается в современном мире до вольно редко. Таким исключением являются, например японцы, сохранившие свой ярко выраженный антропо логический тип. Чаще же всего в народы, особенно круп ные, вкраплены другие расовые формации.

Этническая мозаика мира. Наряду с отдельно взя тым человеком в качестве изначальной единицы «учета при характеристике географии человечества может слу жить этнос. В подходах к пониманию природы этноса науке имеется немало расхождений. Одно из главных — какой характер носит этнос: социальный или природ ный? Часть ученых (их, пожалуй, большинство) считав этносы сугубо социальным явлением и не признает ут верждение, что новые этносы возникают в результат мутации —; биологического в своей основе процесса. Они полагают, что каждый этнос порождается общественны ми процессами, и само его развитие — тоже один из та ких процессов.

Другая часть ученых исходит из того, что на заре истории человечества древние этносы формировались в пределах определенных территорий со специфической природной средой и представляли собой человеческие популяции — биологические единицы. Более того, и се годня этносы — это человеческие популяции, плодь длительного мутагенеза. (Вопросы, связанные с биологи ческой трактовкой этносов, подробно освещены в много численных трудах известного русского ученого географа, историка и философа Л. Гумилева — сына поэ тов Н. Гумилева и А. Ахматовой.)

Имеется разнобой и в определении признаков этноса. Если одни исследователи к числу главных признаков эт носа относят язык и культуру, то другие добавляют к этому единство территории и этническое самосознание, третьи указывают на характерные особенности психиче ского склада и антропологии. Реальная жизнь свиде тельствует, что иногда какие-то признаки этноса (напри мер, общность территории) могут отсутствовать.

Назад_______Продолжение

© 2012 Ткаченко Дмитрий

Сайт создан при поддержке МБОУ ЦДОД "Реальная школа" г. Воронежа
Отдел "Информационные технологии"

Яндекс.Метрика